24 ноября, 2020

Сливная яма из покрышек: пошаговая инструкция по сооружению

Желание добавить городской комфорт в дачную жизнь побуждает многих мастерить локальную канализацию самостоятельно из материалов которые всегда под рукой. Одним из распространенных самодельных построек считается яма для слива из шин, используемая для сбора и фильтрация сливов.

Приспособление и установку конструкции максимально прост, но результативность и эксплуатационная безопасность системы достигается только при неукоснительном исполнении инновационных норм.

Приспособление и рабочий принцип отстойника

Сливная яма – самый простой вариант благоустройства локальной канализации. С возникновением высокоэффективных септиков и местных очистных систем использование сливных сборников в приватных домохозяйствах и поселках коттеджного типа снизилось. Но среди владельцев дачи данный способ вывода канализационных вод остается популярным.

Намного более бюджетная и нетяжелая в применении система канализации автономной базируется на использовании устаревших автопокрышек. В данном варианте стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, дно у резервуара отсутствует.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Возможно два вида организации сливной ямы: 1 – колодец поглощающий без дна, который предназначен для переработки и утилизации серых сливов и осветленной воды, прошедшей отделку в септике, 2 – герметичный накопительный резервуар, устраиваемый для сбора смешанных или коричневых сточных масс. Два варианта просты и доступны в реализации

Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – слой дренажа из щебня и песка. Стойкость конструкции достигается за счёт веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и собранных канализационных вод.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Сверху «башни» из автопокрышек предполагается ввод сточного трубопровода. Все сооружение укрывается крышкой, которая мешает распространению противного запаха и засорению ямы

Рабочий принцип негерметичной ямы:

  1. Грязная жидкость по трубе поступает в емкость.
  2. Увесистые, твёрдые взвеси оседают на поверхности «подушки» из щебня.
  3. Полуочищенная вода просачивается сквозь слой дренажа и проходит вглубь грунта.
  4. Собранный ил иногда откачивается из резервуара.

Для увеличения качества фильтрации и ускорения водоотвода сливов в середине резервуара из автопокрышек ставится полая труба перфорированная.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Часть канализационных вод подвергается двойной чистке – не осевшие на днище взвеси отфильтровуются трубой для дренажа и проходят доочистку в песчано-гравийной засыпке

Правильность сливного сборника из автопокрышек

Намечая сооружение сливной ямы из автопокрышек, нужно сравнить специфики благоустройства, продуктивность работы сливного сборника с возможными эксплуатационными условиями и «нагрузками» на систему канализации.

Основные доводы в пользу колодца из резинотехнических изделий:

  1. Небольшая цена. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или транспортном предприятии остается просто множество устаревших покрышек под переработку. В любом случае, износившуюся автомобильную резину выйдет приобрести почти что за копейки на барахолке. Главная расходная статья – обустраивание подводящего трубопровода.
  2. Легкость монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не учитывает применение очень дорогих инструментов и оборудования.

Резина не ржавеет, благодаря этому яма будет служить подольше, чем сооружение из металлических бочек. Усредненный эксплуатационный период – 10-12 лет.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Для строения поглощающего колодца подходят любые шины автомобиля, их диаметр превосходит 1 метр. Весь строительный процесс сливной ямы из шин занимает 1-2 дня

«Кустарная» канализация имеет ряд отрицательных моментов, лимитирующих ее использование:

  1. Невысокая продуктивность. Даже покрышки огромного размера не могут обеспечить достаточный объем для собирания и отвода канализационных вод. Негерметичная яма из покрышек подойдёт для семьи из двух-трех человек.
  2. Промерзание системы. Не обращая внимания на применение материалов для теплоизоляции при крепких морозах резина околевает, что опасно замораживанием сливов и остановкой работы канализации.
  3. Резкий запах. Иногда со стороны сливной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы устанавливают фановую трубу вентиляции и накрывают люк плотной крышкой.
  4. Ограниченность применения. Степень чистки сливов негерметичной ямой может достигать 40% — этого недостаточно для неопасного отвода в почву. Дабы не нарушить экологическое равновесие в выгребную яму из шин нельзя сбрасывать сильно грязную жидкость и фекальные массы.
  5. Неудовлетворительная непроницаемость. Обеспечить полную герметичность стыков между покрышками очень тяжело. При подвижках грунта и после чистки большая вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают пробиваться в почву.

Утрата герметичности – наиболее частая причина сбоя в работе системы канализации. Допустимые решения проблемы: капитальный ремонт конструкции после чистки или полноценный демонтаж резинового колодца с дальнейшим возведением канавы из новых шин.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Собравшийся ил мешает нормальному дренажу канализационных вод, благодаря этому сборник нужно постоянно  чистить. Процесс чистки довольно трудоемкий и сложный из-за неровности стенок резервуара

Колодец поглощающий из шин лучше строить во время выполнения следующих условий:

  • объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
  • уровень почвенных вод на участке находится на глубине от 2-х м;
  • сливную яму без дна желательно обустраиваться на легких, отлично дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжёлых субстратах (глина) вода склона стоять.

Строительство ямы лучше для участка за городом, сауны или бани сезонного применения.

Подбор места под сливную яму

Во время строительства сливной ямы необходимо смотреть на нормы, изложенные в СанПиН 42-128-4690-88. Документ четко определяет возможные границы локации системы канализации на участке.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Важное правило во время выбора места говорит: расстояние от дома для жилья до сточной ямы должно составлять не меньше 15 м. Отклонение от норматива возможно по согласованию с здешней СЭС

Добавочные, но не меньше важные, ограничения по отдалению резервуара с нечистотами:

  1. Дистанция до труб для водопровода зависит от направления движения почвенных вод. Примерно определить направление можно по уклону ландшафта. При устремлении вод от сливной ямы расстояние минимум между обозначенными объектами – 40 м, в другом случае – не меньше 25 м.
  2. До близлежащего колодца или глубинной скважины с чистой водой должно быть 50 м и больше. В действительности исполнить эту норму достаточно непросто. С согласия СЭС эта дистанция уменьшается до тридцати метров.
  3. Расстояние до открытого пруда – минимум 30 м.
  4. Дистанция между деревами, кустарниками и сливной ямой – 4 м. Такой же параметр найден для проезжей части.
  5. Удаленность установки для очистки от смежного участка – около 3-х метров.

Идеальное размещение ямы – в низменности участка в направлении почвенных вод. Дабы уменьшить возможность проникновения в жилище противного запаха емкость с нечистотами строится с подветренной стороны, дальше от дома.

При планировке нужно обеспечить свободный доступ очистительной техники к выгребному резервуару.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Классическая длина шланга специальной машины для откачки канализации – 6 м, при этом 1,5-2 м  уйдут в глубину канавы. Новая специальная техника оснащена шлангами длиной от десяти метров, но ее вызов и работа обходятся на много дороже

Методика строения сливной ямы из покрышек

Ниже предоставлен по-шаговый инструктаж для создания сливной ямы с дренажной скважиной. Материал благоустройства поглощающего колодца – старые шины.

Объемного расчет сливного резервуара

Первоочередная задача строения независимой системы очистки из шин – объемного расчет сливного резервуара для определения количества и габаритов применяемых покрышек. Объем камеры зависит от числа проживающих людей в доме.

Согласно нормативным данным один взрослый человек расходует в день порядка 170-200 л воды (для купания, стирки, приготовления пищи и т.д.). Если взять за требование, что семья состоит из трех людей, то суточный сточный объём будет составлять около 600 л (0,6 куб.м).

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

По инновационным правилам, канализации данного типа должны вмещать трехкратный суточный объем канализационных вод. Норма вызвана тем, что период первичного разложения органики, расщепление нечистот на взвеси различных фракций составляет три дня

Значит, полученная величина (0,6 куб.м) умножается на три. В итоге, емкость резервуара должна составлять 1,8 куб.м. Но для точности расчетов нужно учитывать вид грунта. При обустраивании сливной ямы на пористом субстрате объем «резинового» бачка допускается сделать меньше на 20%. На случай плотного грунта – расширить на 10%.

Для подсчета количества шин нужно установить объем одной шины. Это очень просто сделать, зная диаметр и высоту автомобильной покрышки.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Объем покрышки вычисляется, как площадь ее основания на высоту. При этом площадь основания – творение квадрата радиуса и константы ? (3,14)

Подготовка инструментов и материалов

Для самостоятельного строения негерметичной ямы и подвода к ней коммуникаций необходимо запастись материалами и инструментами. Земельные работы производятся при помощи различных вариантов лопат.

Лопата совкового типа. Благодаря конструкции изогнутого черпака комфортно подгребать и вынимать землю из траншеи. Если полотно из металла лопаты выгибается, его можно улучшить добавочными бортами.

Штыковая лопата. Применяется в начале копки, благодаря этому подойдёт инструмент с ручкой типовой длины (1,5 м).

«Землекоп». Лопата-рыхлитель с длинным держателем, по конструкции напоминает двойные вилы. Инструмент предназначается для рыхления твёрдых пластов грунта.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Для комфорта применения на глубине лопата оснащается длинным черенком (2,5-3 м). Будет лучше на краю рукояти сделать крестообразный захват – он сделает легче переворот штыка

Примерный перечень материалов:

  1. Покрышки. Подходят шины от трактора, транспорта для перевозки грузов или легковых автомобилей. При высоких грунтовых водах удобнее использовать изделия крупного диаметра – удастся получить необходимый объем без углубления до почвенных вод.
  2. Щебень, песок и гравий. Материалы нужны для обустраивания фильтрующего дна башни из автопокрышек.
  3. Канализационно промывочные трубы. Для сборки трубопровода подходят двухслойные полиэтиленовые или пропиленовые трубы у которых диаметр 110 мм. Дополнительно нужно приобрести гофры, тройники, заглушки и соединители.
  4. Крышка. Подойдёт пластиковая теплоизолированная модель. Диаметр выбирается в согласии с размерами сливной ямы.
  5. Пленочная гидрозащита и раствор бетона. Материалы нужны для оснащения герметичности резервуара – раствором обмазываются внешние щели «пирамиды», а пленкой выстилается поверхность внутри стенок.
  6. Пластиковая или бетонная труба. Углубляется в слой дренажа и играет роль элемента фильтрации.

Для установочных работ потребуются: резак или лобзик электрический, рулетка, уровень строительный, садовый бур, лестница, ведро и веревка.

Вывод трубы канализации

Организация местной системы очистки начинается с благоустройства выпуска. Потом исполняется сборка стояка в доме, подключение тройников и отводящих труб. В старой постройке вывод сточного трубопровода выполняется через подполье или подвал.

Если в новом доме заблаговременно не предполагается выпускной канал, тогда нужно будет демонтировать пол и делать отверстие в фундаменте.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Дальше готовится канава, ведущая от дома к яме для сточной воды. Нужно обеспечить достаточный уклон для слива – не меньше 1,5-2 см на метр погонный

Глубина залегания трубопровода на выходе из дома должна составлять не меньше 60 см, приемлемо – 1 м. Если в определенных участках траншейная глубина составляет менее 90 см, то трубопровод нужно теплоизолировать.

Работы с землей – копание котлована

В качестве лекала под разметку границ котлована применяется одна из шин. Шину нужно покласть на подобранное место и вдоль периметра окружности выставить колья. Дабы в последующем покрышки свободно уместились в котлован, диаметр кольца нужно увеличить на 20-40 см.

Вначале землю комфортно копать штык лопатой. Плодородный почвенный слой (первые 50 см) можно одинаково распределить по огороду, более глубокие пласты земли можно будет применять для обратной засыпки.

Продолжать выкапывание глубокого котлована легче лопатой с длинной ручкой – уплотненный грунт разрыхляется «землекопом», после собирается лопатой совкового типа и загружается в ведра. Для спуска в канаву и подъема наполненных емкостей на поверхность в производство опускается лестница. Работая вдвоем, процесс копки можно сделать быстрее и построить простой подъемник – к ведрам привязать веревку.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Котлован дополнительно углубляется на толщину дренажной подушки (20-30 см). Стенки ямы высвобождаются от корней деревьев, дабы по мере роста они не повредили или не переместили покрышки

По технике безопасности работы с землей на глубине нужно проводить с помощником. Один человек занимается копкой, а второй помогает на поверхности и страхует от обрушения стенок котлована. Такое требование очень важно при обустраивании ямы в нестабильных грунтах.

Заготовка автопокрышек

По поводу технологии подготовки покрышек под приспособление сливной ямы мнения исполнителей поделились. Первая группа думает, что никаких действий с шинами делать не нужно, так как полное или выборочное убирание протектора плохо отобразится на стойкости сегментов и герметичности конструкции в общем.

Однако сохранение бортов шин ухудшает работу негерметичной ямы – практичный объем резервуара заметно уменьшается, а в образованных «карманах» в сжатые сроки скапливаются отходы. При этом качественно почистить ил с рельефных стенок как правило невозможно – бачок быстро переполняется нечистотами, и канализация выходит из строя.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Лучшее решение – выборочный срез обода. На колесах нужно оставить боковые торцы по 5-7 см для фиксирования с смежными сегментами

В одной автопокрышке нужно вырезать отверстие для подведения трубы канализации.

Становление дренажной скважины

На глубине достаточно часто грунт тяжёлый, глинистый, плохо впитывающий и пропускающий влажность. Для увеличения площади всасывания сточной жидкости и улучшения рабочей эффективности поглощающей канавы ставится одна или несколько каналов для водоотвода.

Ход выполнения работы:

  1. Садовым буром высверлить максимально глубокую скважину – канал должен проходить сквозь плотные породы, замедляющие вывод фильтрованной воды. Траншейная глубина от дна ямы – до 3-5 м.
  2. Приготовить трубу, необходимую длине и диаметру дренажного канала. Дабы фильтрационная труба не заиливалась, ее верхний краешек обязан быть выше основания сливной ямы на 1 м.
  3. Стенки по бокам трубы, начиная сверху и не доходя 50 см до дна, высверливаются. Элита канала закрывается мелкоячеистой полипропиленовой сеткой.

После обсадки дренажной скважины, т.е. установки в выбуренный ствол перфорированной трубы, на днище котлована насыпается щебневый слой и гравия – толщина фильтрующей подушки около 20-30 см.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

В качестве выводящего канала можно применять канализационную трубу из пластика диаметром 110 мм. Более хорошая замена – асбестовая труба

Кладка шин и герметизация стенок

На днище своеобразной шахты помещается первая шина, пропуская через нее трубу для дренажа. Таким образом опускается в яму вторая шина, и соединяются борта смежных колес хорошим способом.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Сравнив и выровняв две покрышки, нужно сделать сквозные отверстия в протекторах. Продеть через них проволоку из металла или хомут из ПВХ, и туго скрутить

По ходу строительства башни исполняется герметизация внешних стыков – соединительного места шин отделываются раствором бетона или мастикой на основе битума. После высыхания смеси приступаем к обратной засыпке котлована.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Фиксация и укрепление стенок резервуара из покрышек в грунте исполняется разнообразными способами: засыпка песчано-земляной смесью, заливка бетоном или заполнение пространства оставшимися автопокрышками. Вертикально настеленные шины обездвижат конструкцию

Торец последней шины должен немножко возвышаться над землей. По завершению укладки всех покрышек стенки емкости внутри покрываются водоизолирующим материалом. Достаточно недорогой вариант гидробарьера — подходящий по составу герметик.

Заключительный этап благоустройства сливной ямы

Вдоль периметра бортов завершальной покрышки выполняется маленькая насыпь и трамбуется – выходит специфическая отмостка, мешающая проникновению воды после дождя внутрь канавы. Емкость сверху закрывается теплоизолированным люком.

Через пластиковую крышку можно вывести трубу вентиляции. Длина наружной части вентиляционного канала обязана быть не меньше 60 см для оснащения нормальной тяги.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

Система вентиляции сливной ямы решает пару задач: доступ кислорода для активации аэробных бактерий и отвод газообразных продуктов переработки нечистот

Дабы не ухудшать термо- и гидроизоляционных параметров люка, канализационную вытяжную систему можно выполнить иным вариантом. В замыкающей покрышке нужно вырезать отверстие и установить «Г»-образный рукав вентиляции с выходом наружу. Эти работы производятся до засыпки котлована.

сливной, покрышка, пошаговая, инструкция, дренажный слой

С целью не позволить засорения вентканала, подтопления или падения в яму очень маленьких животных на трубу ставится защитный зонт

Нужное видео по теме

Производственная технология выгребной канавы из покрышек с ключевым и боковым дренажом на стенках:

Приспособление самодельной сливной ямы для дачного участка:

«Кустарный» вариант сливной ямы прост и доступен в сооружении. Но при его применении остается риск, что часть нечистот уходить будет в почву без фильтрации, так как конструкция из шин не гарантирует абсолютной герметичности. Приспособление поглощающей канавы из покрышек оправдано только иногда.

ВЫГРЕБНАЯ ЯМА для дачного туалета из шин.


Добавить комментарий